«Вот на что способен человек». Главный парадокс Великого поста — «Религия»

МОСКВА, 14 апр — , Никита Бизин. Православные верующие отмечают день памяти преподобной Марии Египетской — одну из ключевых дат Великого поста. Церковь называет святую недостижимым духовным идеалом. Что довольно странно — сама преподобная считала себя великой грешницей. Об этой необычной истории — в материале .Странная встречаПолторы тысячи лет назад уже немолодой палестинский монах Зосима отправился в Иорданскую пустыню, чтобы найти там более опытных подвижников и возвыситься в духовной жизни. Спустя несколько дней он увидел обнаженного человека, «тело которого было черно от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы побелели». Инок направился в его сторону.»Лишь только нагой пустынник увидел Зосиму, тотчас пустился бежать, — гласит предание. — Монах ускорил шаг. Но вскоре в изнеможении остановился и стал слезно умолять: «Что ты бежишь от меня? Подожди и подай мне твое благословение».В ответ услышал: «Я грешная женщина, и нет на мне одежды; не могу предстать пред тобою. Кинь мне свой плащ, чтобы я могла подойти». Это и была та самая Мария Египетская.Ее называют «символом Великого поста». Историю преобразившейся блудницы так или иначе вспоминают на всем протяжении сорокадневного говения. А на Страстной неделе и вовсе зачитывают житие преподобной. Уникальный случай, ведь обычно с жизнеописаниями святых прихожан знакомят вне богослужений. Почему такая честь?Кардинальный переломВсе дело — в ее необычной судьбе. Мария родилась в Александрии, в 12 лет покинула отчий дом и стала торговать телом: «Более 17 лет она предавалась греху». «Проводя такую жизнь, — рассказывала Мария Зосиме, — я однажды увидела в Египте множество народа, шедшего к морю, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Захотелось и мне с ними. Но не ради праздника, а чтобы было больше с кем предаваться разврату».В святом граде она неожиданно для себя оказалась в толпе паломников, направлявшихся к храму Воскресения Христова. Марию у самых врат словно остановила невидимая рука. Как она ни старалась, никак не могла пройти и поклониться Кресту Господню.Тут-то она осознала: порочная жизнь влечет ее вон и не допускает к святыне. В отчаянии блудница пала на колени и взмолилась Богородице: «Прости, Матерь Божия, помоги. Ненавижу свой грех. Уйду из мира, уйду совсем». После чего встала и беспрепятственно вошла в храм. Пресвятая Дева также указала ей: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей».Повинуясь, Мария удалилась в пустыню, где провела почти 50 лет в полном одиночестве — пока не повстречала Зосиму и не поведала ему свою историю. Правда, к тому моменту монах и не подумал бы, что перед ним великая грешница. Напротив, он был свидетелем поразительных чудес, на которые способен только настоящий святой. Например, однажды инок увидел ее, идущую по реке «аки посуху», в другой раз — парящей в воздухе во время молитвы. А через год Зосима обнаружил пустынницу мертвой.Считается, что Мария Египетская умерла в 521-м. Но это не точно. Первое житие составили лишь в VIII веке. До этого простые верующие передавали предание из уст в уста.Повод задуматьсяВ XIII столетии этот сюжет попал в бестселлер того времени — «Золотую легенду», сборник рассказов о Христе, Деве Марии и святых. Правда, образ Марии Египетской там сильно перекликался с другим персонажем — Марией Магдалиной, которую тоже считали блудницей.»Нельзя сказать, что в истории христианства не было похожих примеров. Однако Церковь выбрала именно Марию Египетскую. Она наиболее ярко демонстрирует, на что способен человек, движимый исключительно любовью ко всеблагому Богу», — объясняет настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.По его словам, важен и исторический контекст: насколько отличалась ее распутная жизнь в Александрии от более чем аскетичной в пустыне на протяжении почти 50 лет.»Марию мучали страстные желания, — продолжает протоиерей. — Кроме того, она ушла от мира, даже по меркам того времени, совсем молодой — в неполные 30 лет. В итоге преодолела эти трудности именно благодаря любви».Поэтому, отмечают священнослужители, Русская православная церковь вспоминает преподобную именно в дни Великого поста — период наиболее строгого воздержания.»Это время, когда человеку предлагается по-новому взглянуть на жизнь. Задуматься, что он делал не так. И покаяние Марии Египетской — универсальный образец. Ее удивительная история показывает, к чему ежедневно должен стремиться каждый христианин», — подчеркивает церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).В пятую неделю поста перед Страстной седмицей проходит особая служба — Мариино стояние. Длится около семи часов и символизирует для верующих долгий путь самосовершенствования, пройденный Марией Египетской.
Источник: info-2019.ru

explay-mobile