«Становится все хуже». Москве вынесли последнее предупреждение — «Религия»

МОСКВА, 20 янв — , Олег Налисник. В православном мире заговорили о новом расколе — на этот раз в Африке, где РПЦ создала экзархат. В Александрийской церкви это назвали «вероломным вторжением». О том, как споры о древних канонах повлияют на 300-миллионную паству, — в материале .»Иной статус РПЦ»В Москве появление русского экзархата в Африке считают очень важным.»Церковь приобретает иной статус и берет на себя ответственность, связанную с этим эпохальным событием. Мы не готовы мириться с несправедливостью и попранием канонов, кем бы они ни нарушались», — заявил в Москве глава созданной структуры митрополит Клинский Леонид.Речь идет о первом акте великого раскола: четыре года назад в Киеве провозгласили «Православную церковь Украины» (ПЦУ). Это была инициатива президента Петра Порошенко, а также лидеров раскольнических групп, десятки лет назад отколовшихся от РПЦ и нелегитимных для мирового христианства, которому важен принцип «апостольской преемственности» — божественная благодать передается из поколения в поколение от ближайших учеников Христа. Только так молитвы и таинства считаются действительными.При отделении от Церкви принцип уже не работает. Что и произошло с украинскими раскольниками. Хотя по канонам они могли вернуться — достаточно было попроситься обратно в Московский патриархат, признав неправоту. Но в 2018-м «беглые чада» обратились в Стамбул — к патриарху Варфоломею.Они это делали и ранее — еще в нулевые. Каждый раз глава Фанара направлял в РПЦ, поскольку у каждой из пятнадцати поместных церквей есть «зона ответственности». Для Русской это страны бывшего СССР, Монголия, Япония и Китай.Однако в 2018-м Константинопольский патриарх поступил иначе: объявил украинские земли своими — якобы их передали Москве в XVII веке «во временное пользование» (после присоединения Левобережной Украины) и пора вернуть все обратно. Без согласования с собратьями в России принял раскольников и выдал ПЦУ томос — грамоту об автокефалии. Хотя, по древним законам, даровать полную церковную независимость может только Московский патриархат. В итоге 300-миллионный православный мир раскололся: одни не считают новую структуру «благодатной», другие молятся и служат вместе с ее сторонниками.Помимо Константинопольской, ПЦУ признали Элладская, Кипрская и Александрийская церкви.»Епископы нам угрожали»И именно Александрийская православная церковь (АПЦ) во главе с патриархом Феодором заявила о «вторжении РПЦ в Африку». «Создание Россией «экзархата» в пределах юрисдикции Александрийского патриархата неканонично», — заявил синод АПЦ.Москву обвинили чуть ли не в подкупе африканских священников — 102 служителей, не признавших украинских раскольников.»Они написали открытое письмо, выразив несогласие с патриархом Феодором. Греческие епископы начали давить — угрожали, урезали жалование. Два года прожили с очень большими трудностями», — рассказал исследовательскому центру «Хризма» иерей Лаврентий Саква из Танзании.По его словам, большинство из более чем 600 африканских священнослужителей солидарны с ним. Но говорить об этом боятся — «потому что могут лишиться доходов».В свою очередь, в РПЦ подчеркивают, что не хотят враждовать с церковной Александрией. «После того как патриарх Феодор начал поминовение раскольничьего лидера и вступил в сослужение с раскольниками, сложилась беспрецедентная ситуация — африканские клирики не пожелали последовать за своим патриархом в признании раскола и обратились к патриарху Московскому. Мы не спешили с решением, ждали два года. Но так как позиция Феодора не изменилась, а никто из архиереев Александрийского патриархата не выразил несогласия с ним, мы сочли, что не можем более отказывать тем клирикам, которые попросили о принятии в юрисдикцию Русской церкви. По единственной причине — той же самой, по которой мы были вынуждены разорвать общение с Александрийским патриархом», — поясняет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.Новая реальностьОтныне в Африке будут две православные церкви. При этом континент до сих пор толком не освоен миссионерами. Если север — преимущественно исламский (кроме Эфиопии), то остальная 800-миллионная часть — большой «религиозный котел» из разных направлений христианства и местных племенных верований.Более того, исследователи отмечают высокий уровень «транзитности» африканцев — они постоянно переходят из одной конфессии в другую. Но в последнее время все больше тяготеют к «консервативному христианству»: англиканству, католичеству и православию (которое исповедуют более трех миллионов человек).»Православная миссия тут активно развивается. Но на континенте возникает новое разделение — параллельно с расколом среди миллионов православных украинцев. <…> Утверждение, что в православии не раскол, а лишь разногласия, похоже на теорию, что коронавирус не существует», — сказал на днях глава Албанской церкви архиепископ Анастасий.Таким образом, поместные церкви из «греческой семьи», признавшие ПЦУ, еще дальше отдалились от Русской и остальных.»В АПЦ, естественно, запаниковали. Там уже заявили, что хотят провести совещание «древних патриархатов» — Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского, чтобы осудить РПЦ. Это больше похоже на шантаж. Ведь вопрос должен решаться не на подобном междусобойчике, а на всеправославном соборе (последний состоялся больше 1200 лет назад. — Прим. ред.), на котором к действиям Фанара, с чего и началось разделение, могут возникнуть резонные вопросы», — отмечает историк православия Владислав Петрушко.То, что произошло, — по сути, второй акт великого церковного раскола. Духовенство называет его не иначе как «самым масштабным с 1054-го», когда христианство разделилось на католическую и православную ветви.
Источник: info-2019.ru

explay-mobile