Ученые обнаружили сходство каменных инструментов древних людей и современных обезьян

Обычно изготовление орудий считается чертой поведения, характерной только для людей и их ближайших родственников человекообразных обезьян. Однако, изучив каменные орудия наших предков и современных макак, ученые обнаружили между ними массу сходств.

В Юго-Восточной Азии живут макаки-крабоеды, которые часто и охотно пользуются камнями, чтобы раскалывать любые объекты в твердой оболочке (орехи, крабов, моллюсков и так далее). При этом и «наковальни», и «молотки» порой ломаются, и битые осколки буквально усыпают окрестности, свидетельствуя о многолетнем присутствии в регионе макак.

Эти каменные осколки изготавливаются ненамеренно, и чаще всего обезьяны бросают «испортившийся» камень, после чего берутся за следующий. Однако исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия) сравнили форму таких осколков с каменными отщепами, найденными на самых ранних археологических стоянках Восточной Африки, где когда-то жили наши далекие предки.

Сравнивая случайно расколотые камни, «изготовленные» макаками, ученые обнаружили, что они очень похожи на некоторые ранние инструменты, приписываемые предкам человека. Таким образом, эти отщепы, которые обычно считают примитивными орудиями труда или продуктами их изготовления, на деле могли быть результатами попыток расколоть особо твердый орех.

Наблюдая за современными приматами и их сложным поведением, ученые могут проследить, как происходили ранние этапы эволюции человека. Особенно любопытен тот факт, что макаки, в отличие от горилл и шимпанзе, не приходятся нам близкими родственниками — их и наши предки разделились около 25 миллионов лет назад, — так что довольно сложная инструментальная деятельность должна быть характерной чертой всех обезьян.

Как заключают ученые в исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, случайное раскалывание камней могло быть предшественником намеренного изготовления орудий. Просто в какой-то момент наши предки обратили внимание, что тонкими каменными отщепами можно копать землю или разрезать мясо погибшего животного, после чего «сломанные» камни обрели в их руках вторую жизнь.