МОСКВА, 3 сен — . Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится, заявил член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.Ранее президент России Владимир Путин рассказал о версии гибели митрополита Филиппа, прославленного РПЦ в лике святых, не связанной с его убийством Малютой Скуратовым в XVI веке. Он также рекомендовал получить благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла на восстановление Отроча Успенского монастыря, в котором якобы был убит митрополит, предложенное ранее губернатором Тверской области Игорем Руденей.»Дело, связанное с убийством митрополита Филиппа, может быть предметом изучения для историков и церковных историков. Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным писанием, которое не подлежит редактированию… Но есть и более тонкий момент: все богослужебные тексты имеют церковную санкцию, санкцию церковной власти, и в богослужебных текстах обстоятельства жития обычно присутствуют, хотя бы некоторые. Если окажется необходимым или возможным менять богослужебный текст в связи с какими-то новыми обстоятельствами, это уже будет предметом для принятия официального решения», — сказал Цыпин.Тексты житий, рассказал протоиерей, не являются каноническими документами, хотя и имеют высокий авторитет. Тексты некоторых житий утверждаются священноначалием — это касается в основном святых, прославленных в последнее время. Другие же жития представляют собой памятники древнехристианской литературы. Существуют и авторские жития святых.В случае с историей времен Ивана Грозного простор для разных версий в науке остается, и интерпретация событий часто зависит от личного отношения к деятельности царя, уверен Цыпин.»Если деятельность Ивана Грозного расценивается в позитивном плане — не то чтобы из этого вытекала необходимость отрицать его причастность к убийству, но отрицается намерение. И наоборот: при негативном отношении к Ивану Грозному на него возлагается ответственность за те убийства, которые представляются сомнительными как сознательные, а не нечаянные вещи — например, убийство его сына Иоанна», — сказал он.Тем не менее, подчеркнул он, церковь — это не учреждение, которое должно санкционировать положения, признаваемые в исторической или любой другой науке.»Разумеется, для внесения изменений (в жития святых) требуются особенно тщательные исследования. Но наука — это наука, наука по природе своей не цензурируется, а церковь не может быть цензором для исторической, церковно-исторической науки. Уточнять обстоятельства — дело историков», — заключил профессор МДА.
Источник: